Санация гудронных прудов в Инчукалнсе: слишком «вкусный» тендер?

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Удорожание на 16,5 млн евро против первоначальной сметы, уволенные чиновники и заявление в Бюро по предотвращению и пресечению коррупции (KNAB) – всё это о нем, проекте санации ядовитых прудов в Инчукалнсе, куда в 70-х гг. ХХ в. сливали сернистый гудрон, сообщает LTV в телепередаче De facto.

С момента, когда реализация проекта была поручена подрядчику Skonto būve, в Министерстве охраны окружающей среды и регионального развития (VARAM) уже не раз сменились министры. Но, по версии De facto, это – сделка, которая волшебным образом заставляет политиков прикрывать глаза на череду несуразиц и искать аргументы, почему проект должен оказаться на миллионы евро дороже, чем планировалось изначально. Подрядчик брался выполнить работу дешевле и в срок. Непонятно, почему теперь министерство отстаивает его интересы – интересы частного предприятия, а не государства.

Свыше трех лет назад под звон бокалов с шампанским тогдашний министр регионального развития Раймонд Вейонис (СЗК) с помпой подписал договор со Skonto būve об очистке гудронных прудов. Сумма договора составила 29 002 282,48 евро. Львиную долю, 20 301 597,74 евро, давал Европейский фонд регионального развития. Уже через год Skonto būve заявляет о возникших в ходе санации сложностях. Но, согласно имеющимся в распоряжении De facto документам, подрядчик проинформировал министерство слишком поздно, по сути опоздав с договорными сроками практически на год.   

Далее события разворачивались так, что невольно возникают предположения: политики начали по неизвестным причинам отстаивать интересы подрядчика, а не блюсти интересы государства. Не далее как в феврале с.г. новый министр Эйнар Цилинскис (Нацблок) в интервью BNS рассуждал об ответственности Skonto būve за возникшее положение – но уже через три недели его мнение резко изменилось. Из распространенного тогда пресс-релиза стало ясно: подрядчик продолжит выполнять заказ, а государство ему еще и доплатит. Похоже, государство вовсе не собирается заставлять исполнителя отвечать за срыв договорных сроков. Как пояснил в начале весны Цилинскис, этого "было бы сложно добиться": во-первых, тогда проект точно остался бы незавершенным, а государство ждала бы долгая и муторная судебная тяжба с неясным исходом.

Так что вместо того, чтобы убедить Skonto būve выполнить взятые им на себя обязательства, государство в лице VARAM щедро отсыпало тому из кармана налогоплательщиков еще 16 500 025,61 евро.

Как справедливо указал директор Общества за открытость Delna Гундар Янков, для продления договора исполнитель должен был доказать, что имело место наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), помешавшее ему уложиться в срок. «Но из прозвучавшей информации мы этого заключить не можем. Следовательно, стройфирма, исполнитель, подписав договор, взяла на себя обязательство выполнить его за определенную сумму и осознавала возможные риски», – говорит Янков. 

В министерстве ссылаются на заключение консультанта – компании Jaspers – о том, что «возникли непредвиденные обстоятельства». Но юридически это – отнюдь не то же, что форс-мажор: под ним подразумеваются только обстоятельства непреодолимой силы – землетрясение, война и т.п.  Да и в заключении адвокатского бюро Magnusson указано, что в Jaspers не проводили (впрочем, и не могли провести) юридического анализа ситуации. С точки зрения юристов Magnusson, законных оснований для коррекции договора со Skonto būve не имелось. Однако новый министр Роман Наудиньш (Нацблок) подвергает сомнению выводы бюро Magnusson, утверждая, что изначально заключение его специалистов было более благоприятным (и в то же время отказываясь показать журналистам тот мифический «первоначальный текст»).

Наудиньш утверждал также, будто переговоры со Skonto būve будут завершены уже на текущей неделе, но этого так и не случилось. Министр признал, что у VARAM  как заказчика имеются возражения по ряду пунктов договора, но есть свои возражения и у исполнителя. Так что, похоже, переговоры еще не близки к завершению.

Эта проволочка, в свою очередь, ставит под сомнение сроки, в которые проект санации обязательно должен быть закончен, чтобы освоить европейское финансирование. И больше всего похоже на то, что правительство сейчас делает всё возможное, не считаясь ни с новыми издержками, ни с возможным падением качества, лишь бы проект кое-как реализовать и деньги получить.

Премьер Лаймдота Страуюма во всеуслышание заявила, как она рада, что проект сдвинулся с мертвой точки и по нему «принимаются решения». Но на вопрос De facto, а будут ли эти решения благоприятны для государства, Страуюма ответила уклончиво: «Решение принимает администрирующее фонды учреждение, это касается любого фондируемого проекта. Правительство решений не принимает». 

Между тем Минфин первым открыто предупредил, что «нескоординированные, безответственные, непрофессиональные и запоздалые действия VARAM  могут привести к утрате всего предусмотренного для проекта финансирования ЕС». Перед Латвией маячит перспектива потерять 40-50 миллионов евро из госбюджета. Однако этот вопрос не в компетенции Минфина – решать, и поскорее, судьбу проекта должно ведомство Наудиньша. Это от него зависит, не усмотрит ли нарушений в ходе санации гудронных прудов Еврокомиссия, которая бдит за расходованием средств из еврофондов. А там своего решающего слова еще не сказали.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное