Три дня в Либау — в Лиепае будет реставрирован домик Петра I

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Домик Петра на улице Кунгу 24 известен не только лиепайчанам — здесь, в заезжем дворе мадам Хойер, царь Петр Алексеевич останавливался во время Великого посольства в 1697 году. Сейчас идет разработка технического проекта, чтобы создать здесь музей интерьера эпохи барокко и корчму XVII века с аутентичной кухней.

ПРОЕКТ

Комплекс зданий на улице Кунгу 24 в конце 2011 года принадлежащее Лиепайской думе ООО Liepājas latviešu biedrības nams приобрело с аукциона (распродавалась недвижимость прогоревшего MIG Holding) за 61 200 латов. Заведующая Домом латышского общества Вита Хартмане пояснила, что тогда Лиепайское самоуправление делегировало LLBN на аукцион (он проходил в Риге) специально для этой покупки. В лот входили Домик Петра, здание бывшего театра Mūris (сейчас в нем уже несколько лет успешно работает Лиепайский Дом молодежи), здание фольклорного центра Namīns, сараи и собственно земельный участок. Сейчас это все LLBN развивает как Творческий квартал улицы Кунгу (Kungu ielas radošais kvartāls), здесь то и дело проходят разные интересные мероприятия.

К реставрации комплекса из четырех зданий планируется привлечь финансирование из структурных фондов ЕС в размере 1,6 млн. евро. Но эти средства пойдут не только на Домик Петра: в проекте еще пять партнеров (самоуправления Ницы, Руцавы, Гробини, Павилосты и собор св.Троицы в Лиепае). Будет и софинансирование Лиепайского самоуправления. Строительные работы планируется начать в 2017 году, а открыть обновленный Домик Петра предполагается в 2018 году — возможно, получится как раз к столетию Латвии.

Бочонок пива для посольства

Сейчас бывший заезжий двор мадам Хойер можно осмотреть лишь снаружи. Заведующая Домом латышского общества (LLBN) Вита Хартмане устроила для Rus.lsm.lv экскурсию во внутренние помещения. Передвигаться тут надо осторожно — все крайне ветхое: кажется, вот-вот или сверху что-нибудь рухнет, или скрипящие доски пола под ногами провалятся. Даже не верится, что все это можно реставрировать. Но проект — чрезвычайно интересный.

— В начале 2015 года LLBN обратился в самоуправление с просьбой помочь объявить конкурс для начала проектирования. Сейчас разработка технического проекта для всего комплекса зданий уже завершается. Параллельно идет к концу и разработка проекта интерьера. Это первый случай в нашем самоуправлении, когда проект заказывается для реставрации зданий — до сих делали только реновацию. Очень сложный проект.

Заезжий двор мадам Хойер — здание уникальное в масштабах всей Латвии. Построено оно в середине XVII века, а главное в том, что тогда строились отдельно или жилые дома, или — корчма. Но так, чтобы в одном крыле — жилые помещения, то есть комнаты семьи Хойер и гостевые комнаты, а другом крыле — корчма, а дальше по лесенке наверх — еще гостевые комнаты? Таких домов XVII века в Латвии больше нет, — рассказала Вита Хартмане.

— Проект предусматривает реставрацию комнат мадам Хойер, с кухней, детской и прочим, а также корчмы и гостевых нумеров. Интерьер будет типично голландским того времени: мадам Хойер была голландкой.

Во дворе был дом для слуг. А здание, где сейчас Namīns, было хозяйственной постройкой, — заметила Вита Хартмане. — Нам с помощью историков удалось найти полное меню тех дней, когда тут было Великое посольство, и даже — где кто ночевал! Всего в посольстве было 47 человек. Меню на трех страницах. Подавали четверть теленка, четверть овцы, ягненка, фазанов, рыбу, в том числе лосося, 20 яиц, водку, один бочонок господского пива, треть бочонка пива для слуг,  и т.д. Собирались они пробыть тут только один день, но на море поднялся сильный шторм, пришлось задержаться на трое суток.

После реставрации интерьер будет, как в те далекие времена. Конечно, современные удобства тоже будут, без воды и канализации ни одно заведение общепита сейчас работать не может. И отопление будет — но его спрячут, никаких радиаторов никто не увидит. LLBN намерен открыть в «своей» части Домика Петра корчму с меню XVII века. Так что предстоит искать поваров, которые смогут предложить гостям аутентичные блюда тех времен.

Мебель для мадам Хойер

Вторая часть здания окажется под крылом Лиепайского музея, в ней создадут музей интерьера XVII века. Недавно владелец и директор DG Termināls Айвар Миллерс преподнес музею роскошный подарок — 8 500 евро (А. Миллерс ежегодно делает подобные подарки учреждениям культуры Лиепаи).

Деньги пошли на покупку мебели периода барокко для будущих комнат мадам Хойер. Два шкафа уже доставлены в музей. Директор Лиепайского музея Даце Каркла вместе с архитектором Лиесмой Марковой, которая разрабатывает интерьер для Домика Петра (она создавала также интерьеры для Рижской биржи, Рижского музея югендстиля, виллы Бангерта в Кулдиге) рассмотрели предложения аукционов. Один из шкафов нашли в аукционном доме Kastern в Ганновере. Даце Каркла радуется, что цена оказалась доступной. Повезло: сейчас в Европе молодое поколение владельцев старинных замков избавляется от антиквариата и создает современные интерьеры, так что на аукционах можно купить ценные вещи. Шкаф по каталогу одобрили руководитель Рундальского замка Имант Ланцманис и искусствовед Дайнис Бругис. Лиепайский музей приобрел этот шкаф при посредничестве антиквариата Baltantik, и у него же приобрели другой шкаф эпохи барокко, причем, что любопытно, в антиквариат он попал из Лиепаи, хотя знак на другой стороне шкафа указывает на Стокгольм.

Такой вот круговорот шкафов в природе.

Еще один шкаф той же эпохи музей получит в подарок от собора Святой Троицы, но его еще надо реставрировать.

Предметов эпохи барокко в Латвии не так много — в Лиепайском музее до подарков был только один секретер. Предстоит найти еще немало элементов обстановки (да еще и в голландском стиле), ведь комнат пять. К примеру, две кровати того времени будут искать на аукционах, а одну, как рассказала директор музея, сделают студенты Лиепайского училища дизайна и искусства в качестве дипломной работы. Вот на нее туристы смогут прилечь, чтобы понять, как тогда спалось.

Лошадки и паровозики

Даце Каркла добавила, что на втором этаже Домика Петра (он надстроен в более поздние времена) будет экспозиция XIX века. К слову, во время изысканий специалистов там обнаружились остатки обоев XIX века, например, в детской комнате были обои с лошадками. Это все будет восстановлено. В детской комнате будет и игрушка того времени — паровозик. Оригинал поместят под стекло, но хочется сделать копию с рельсами. И детскую комнату для девочки.

Еще есть идея открыть магазинчик — «лавочку мадам Хойер», но не обычную сувенирную лавку, а под старину, с аттракционом для туристов. Периодически будет приезжать подвода с товаром из порта, мешки с мукой, сахаром и пряностями будут поднимать на чердак, а потом в лавочке можно будет все это купить в особых упаковках. И прочий товар там будет в стиле XVII века.

 

Петр Первый и Либау

Великое посольство выехало из Москвы в марте 1697 года. Петр I путешествовал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Ехали через Лифляндию и Рига стала первым иноземным городом, где посольство останавливалось. Н.И. Костомаров писал в своей «Русской истории»:

«Петр хотел оставаться совершенно незамеченным: все почести предоставлены были послам; строго запрещено было русским говорить, что между ними находится их царь. Шведский губернатор Риги Дальберг принял русское посольство с официальною честью, но однако без особенной предупредительности, и не позволял себе ни малейшего отступления от своей обязанности. Дальберг хотя и знал, что в свите находится царь, но показывал вид, что даже не подозревает этого, исполняя тем самым буквально желание Петра оставаться инкогнито. Когда Петр захотел в зрительную трубу осмотреть укрепления Риги, Дальберг тотчас обратился к Лефорту и потребовал, чтобы люди его свиты не смели позволять себе таких вольностей. Этот поступок сильно раздражил Петра: он не забыл его и тогда, когда впоследствии завоевал Ригу; и тогда, вспоминая о суровости Дальберга, он называл Ригу проклятым местом. В сущности Дальберг исполнял только честно свою обязанность. В Митаве курляндский герцог принял русское посольство радушнее. Петр, которого больше всего занимало море, оставил послов следовать до Кенигсберга сухим путем, а сам в Либаве сел на купеческий корабль и отправился морем».

А.Г. Брикнеру в «Истории Петра Великого» рассказывал: «В Либаве Петр впервые увидел Балтийское море. (...) Желая отправиться из Либавы водой в Кенигсберг, Петр по случаю неблагоприятной погоды должен был оставаться несколько дней в Либаве, где сошелся с некоторыми шкиперами, сиживал с ними в винном погребе, шутил и до излишества угощал их вином, выдавая себя за шкипера одного из московских судов, назначенных для каперства. Из Либавы же Петр писал Виниусу: «Здесь я видел диковинку, что у нас называли ложью: у некоторого человека в аптеке сулемандра в склянице, в спирту, которого я вынимал и на руках держал; слово в слово таков, как пишут».

В Либау Петр пробыл до 28 апреля 1697 года (по юлианскому календарю). Второй раз Петр побывал в Либаве в 1716 году вместе с супругой Екатериной и провел здесь пять дней. Но останавливались уже в более солидных местах — на Бариню, 12 у гласного Штобе и на Стендера, 11, у гласного, позже биргермейстера Стендера. В тот же приезд Петр посетил и городскую ратушу (здание на улице Лиела погибло во время бомбежек Второй мировой).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное