Дискуссия «Точки над i»: Экономическая нестабильность опаснее политической

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Начало периода председательства Латвии в ЕС совпало с большими потрясениями на соседнем, российском рынке. Теперь не столько международные санкции, но и обрушение рубля создают новые риски для Европы, признали участники дискуссионной программы «Точки над i» в прямом эфире LTV7 .

«ЕС заинтересован в том, чтобы все партнеры, в том числе Россия, оставались стабильными. Европа и Латвия не заинтересованы в обвале рубля. Как это кончится? Конечно, это коснется и нас, – заявила Инна Штейнбука, глава представительства ЕС в Латвии. – Не только Латвия торгует с Россией. Экспорт из Латвии в Россию – это около 12% [внешней торговли], у других стран ЕС это другой процент. Нас это коснется, потому что экспорт становится непредсказуемым, цены растут, и это будет влиять на снижение экономического роста. Сеть транспорта почувствует сокращение, рикошетом это ударит по безработице – то есть это [падение рубля] никоим образом не послужит благосостоянию».

По мнению экономиста  Ояра Кехриса, лидера Объединения экономистов 2010, в России сейчас настало «очень интересное время»: чего-то подобного многие ожидали, но явно не в таких масштабах.

«Наконец-то оказались правы те, кто прогнозировал, что цены на нефть преувеличены. Это главная причина. Конечно, там и политические мотивы, но главное – это цена на нефть и другие энергоресурсы, – говорит эксперт. – И очень много новых возможностей. В таких ситуациях в экономике меняется структура – это именно то, что ей необходимо. Да, тому, кто не сможет производить энергию на конкурентоспособном уровне, придется уйти. Те, кто окажется лучше, останутся. И одновременно мы уже пережили 1998 год здесь, в Латвии – из-за России. Мы пережили и 2008-й. А это – очередная волна, после которой всё снова изменилось».

Для Латвии росийская ситуация означает, что снижаются цены на топливо, на энергию – значит, больше средств у населения останется на потребление других товаров и услуг. Да и в самой России наблюдается огромный потребительский бум – люди спасают обесценивающиеся средства, вкладывая их в приобретение товаров, покупка которых ранее откладывалась ими на потом.

В Европе падение цен на нефть тоже опосредованно даст снижение себестоимости производств, цен на транспорте – экономика получает толчок к развитию. Но важно помнить, говорит Инна Штейнбука, о еще одном преимуществе, которое скоро получит Латвия – а именно, об инвестиционном  пакете, предложенном президентом Еврокомиссии Ж.-К. Юнкером в качестве одного из приоритетов ЕК.

«Он собирается при помощи председательствующей в ЕС страны вовлечь в экономику Европы более 300 млрд евро. В очень малой степени – из бюджета, потому что бюджет ЕС не резиновый. Бюджетные средства станут катализатором, мультипликатором, который призван привлечь средства частных инвесторов – банков и предприятий.  Средства-то в Европе есть – важно побудить инвесторов вкладывать их в Европу, а не, допустим, вывозить в Индию и другие быстро развивающиеся страны. Это, конечно, сложная задача», - признала Штейнбука.

Алексей Белоглазов, представитель Латвийской конфедерации работодателей, с точки зрения бизнеса достаточно позитивно оценил работу по налаживанию экономических связей с соседними государствами.

«Люди бизнеса действуют всегда прагматично, — заявил он, — они не руководствуются политическими резонами.

Большинство сделок, которые в последнее время были расторгнуты или не совершились с предпринимателями России и Белоруссии, не состоялись по причине экономической нестабильности в этих странах, а не по политическим мотивам».

Именно с этим вызовом Латвии в период председательства в ЕС и придется иметь дело в первую очередь.

Как прогнозирует бывший спикер Сейма, ныне профессор университета им. П. Страдиня Илга Крейтусе, вопрос России и вопрос санкций, само то, как вести переговоры в Евросоюзе на эту тему – станет для Латвии пробным камнем в роли председателя совета ЕС:

«Как Латвия себя будет вести, в какое русло она поведет эти переговоры... Просто скажет, как у нас принято – Россия плохая, нечего с ней говорить, ничего нам не надо? Знаете ли, Россия наш сосед и большой рынок! Как согласовать вот эти вещи? И тут Латвия сделала такой, по-моему, опрометчивый шаг, когда наш спикер Сейма [Инара Мурниеце, депутат от нацблока] объявила, что она не будет говорить с послом России, – отметила Крейтусе. – Извините! Ты – не представитель только своей партии, ты второе лицо, лицо Латвии. Я не знаю, как МИД относится к этому и как эьто может повлиять во время нашего президентства, ведь экономические переговоры не могут идти без России, без восточного соседа, без вопроса санкций и т.д.»

И второй важный момент, по словам Крейтусе – то, что, пока идет большая политика, пока ведет переговоры ольшой бизнес, страдают в этот момент рядовые жители.

«Да, вы ищете возможности, ищете новые деньги. Но от того, что в бюджете сокращается объем средств, страдает тот человек, который живет за государственные средства. В первую очередь это пенсионеры... Почему-то у нас цены на горючее падают только через три-четыре недели после того, как цена нефти ушла вниз – а если цена поднимется, то бензин станет дороже на второй день».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное