Сергей Долгополов

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Из всех четверых кандидатов в президенты у выдвинутого социал-демократической партией «Согласие» Сергея Долгополова самый большой политический опыт. 73-летний Долгополов, химик и инженер-технолог по образованию, карьера которого началась на заводе полупроводников «Альфа», также работал в Центральном комитете Коммунистической партии и после восстановления независимости без успеха участвовал в нескольких выборах в парламент и Рижскую думу. В начале двухтысячных Долгополов стал вице-мэром Риги, а позднее — депутатом Сейма нескольких созывов, постоянно работал на ведущих должностях в разных партиях и однажды даже учредил свою.

Завсектора ЦК

С политикой Долгополов был связан еще до восстановления независимости. В свое время газета Diena выяснила, что с 30 декабря 1988 года до конца мая 1990 года Долгополов был заведующим сектором государственных и негосударственных организаций Центрального комитета Коммунистической партии Латвии.

«Тогда это означало быть основным представителем ЦК в отношениях с Народным фронтом», - пояснил газете один из основателей Народного фронта Янис Шкапарс, который в то время часто сталкивался с деятельностью Долгополова. Он вел переговоры с представителями народного фронта, убеждая их не делать «больших глупостей».

Напористый кандидат

В 1990 году Долгополов возглавил отдел кадров Рижской думы. Вскоре после этого он занялся и политикой, в 1994 году безуспешно баллотировавшись от Партии народного согласия (ПНС) на выборах в Рижскую думу. Годом позже в списке от ПНС на выборах в 6-й Сейм Долгополов был заявлен как директор производственно-коммерческой фирмы Feniks, но в парламент избран не был. Тем не менее в Сейм Долгополов попал с заднего крыльца, став старшим советником фракции ПНС. Однако депутатом муниципального уровня ему не удалось стать и на выборах в Рижскую думу в 1997 году.

В конце концов осенью 1998 года Долгополов занял желаемую должность. Он стал членом Рижской думы после того, как мандат сложили избранные в 7-й Сейм депутаты Партии народного согласия. С тех пор у Долгополова всегда имелся мандат либо депутата Думы, либо депутата Сейма.

Координатор ЗаПЧЕЛ

За полгода до выборов в 7-й Сейм впервые прозвучало название, ставшее позднее очень известным политическим брендом - «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ). Это политическое объединение учредила ПНС вместе с Латвийской социалистической партией и движением «Равноправие». Долгополов в то время работал в координационном совете организации.

Тогда Долгополов не скрывал, что представители партии надеются консолидировать не-латышских избирателей. «Объединились силы с разными взглядами, от крайне левых до либерально-центристских, поэтому у нас еще будут дискуссии и разногласия по конкретным вопросам», - признавал в беседе с газетой Diena Долгополов.

Негражданам — право голоса на выборах в самоуправления

В начале 1999 года СМИ заговорили об идее, выдвинутой представляемой Долгополовым общественной организацией «Союз граждан и неграждан». Союз хотел предложить всем фракциям 7-го Сейма поправки в закон о выборах, чтобы дать возможность негражданам также участвовать в выборах местных самоуправлений.

«Если мы говорим о формировании интегрированного общества, это реальный рычаг, чтобы заинтересовать и вовлечь жителей в управление государством. Это повысит ответственность людей за жизнь своего города, края, района», - пояснял тогда газете Diena эту идею Долгополов.

Опасения, что избранные негражданами самоуправления захотят отделиться от латвийского государства, Долгополов называл абсурдными, поскольку такая функция не предусмотрена законом, а уровень жизни в Латвии выше, чем у восточных соседей.

2001. Рижская одиссея

На муниципальных выборах в 2001 году Долгополов стартовал как кандидат на пост мэра Риги от ЗаПЧЕЛ. На конгрессе партии за полгода до этого Янис Урбанович рассудил, что Долгополов будет очень подходящей кандидатурой, поскольку он «русский, который очень хорошо говорит по-латышски».

Список получил в Рижской думе 13 из 60 мест, только на один мандат отстав от победившей Латвийская социал-демократической рабочей партии. Гундарс Боярс от ЛСДРП занял кресло председателя Рижской думы, а Долгополов стал его заместителем.

В то время, когда думская коалиция только формировалась, Долгополов говорил газете «Республика»: «Мы готовы и "порулить", если нам дадут эту возможность. Однако надо принимать во внимание одну вещь: если нам не позволят реализовать нашу программу, то это будет просто покупка. Ни на что подобное мы не пойдем».

Долгополов занимал пост вице-мэра на протяжении всего срока созыва думы. Осенью 2002 года, когда ЛСДРП после выборов в 8-й Сейм лишилась представительства в парламенте, многие ее лидеры говорили, что партия не прошла пятипроцентный барьер из-за ее сотрудничества с ЗаПЧЕЛ в Риге. Тогда в интервью газете «Телеграф» Долгополов сказал, что угрожать коалиции в Думе может лишь паника в рядах ЛСДРП, если партия не сумеет сохранить свою фракцию.

С расколом против расколов

В том же интервью Долгополов также отметил, что  в неудаче ЛСДРП виноват недавний «нецивилизованный» раскол в рядах социал-демократов. Однако вскоре раскол случился и в представляемой им самим политической силе. ЗаПЧЕЛ получил 25 мест в 8-м Сейме, но уже спустя несколько месяцев Янис Юрканс из Партии народного согласия заявил, что партия покинет объединение, потому что никогда не сможет прийти к власти вместе с социалистами Альфреда Рубикса и «Равноправием» Татьяны Жданок. В феврале 2003 года решение об этом принял конгресс ПНС, и Долгополов был одним из немногих, кто его критиковал и голосовал против. Тем не менее, политик выполнил распоряжение партии и создал в Рижской думе фракцию ПНС, став ее руководителем.

Но разногласия в ПНС не прекратились. На конгрессе партии в ноябре между сторонниками Юрканса и Долгополова шли острые споры. В качестве альтернативы Юркансу на пост председателя ПНС была выдвинута кандидатура вице-мэра Риги. На конгрессе Долгополов заявил, что «ПНС неумело, но с печальными последствиями развалила ЗаПЧЕЛ, потеряв большую часть электората».

Убедительное большинство на конгрессе, однако, поддержало Юрканса. Вскоре после этого Долгополов объявил о желании создать общественную организацию, объединяющую левые силы. В ответ ПНС исключила Долгополова из партии за невыполнение программы и нанесение вреда имиджу партии. Журналистам Долгополов заявил, что не оспаривает решение думы ПНС, поскольку, если на решение партии могут повлиять «один-два жулика», то в такой партии ему не место.

Что-то другое, что-то новое

Уже несколько дней спустя Долгополов с тремя единомышленниками учредил в Рижской думе новую фракцию «Другая политика». В феврале 2004 года была учреждена общественная организация под тем же названием, главой которой был избран Долгополов.

Юрканс в интервью газете «Телеграф» усомнился в жизнеспособности этой силы, указав, что Долгополов собрал «политический мусор», на основе которого ничего серьезного создать нельзя.

О самом Долгополове он тоже высказался резко: «Он всю жизнь на побегушках, всю жизнь носил папку за начальством, а теперь сам стал начальником. И свихнулся».

Тем не менее, осенью Долгополову удалось учредить партию. Ей хотели дать название «Новая политика», но оказалось, что оно уже занято, и партию назвали «Новый центр». Долгополов, который почти единогласно был избран ее главой, название пояснял так: партия должна стать «центром притяжения, который объединяет и привлекает людей», и ее целью является объединение интересов  не только людей разных национальностей, но и различных слоев общества, таких, как работодатели и работники.

Выборные и другие скандалы

Открытой целью «Нового центра» было участие в выборах в Рижскую думу весной 2005 года с Долгополовым качестве кандидата в мэры.

За месяц до выборов газеты NRA и Diena назвали участие Долгополова в рекламной кампании газеты «Вести сегодня» скрытой агитацией.  Тогда на столичных улицах появились крупноформатные плакаты с логотипом газеты, слоганом «Крупнейшая ежедневная газета на русском языке в Европейском Союзе», фотографией Долгополова и лозунгом «Дал слово — держи!». Все это сопровождалось текстом «Вице-мэр Риги знает, как сделать столицу Латвии городом, в котором комфортно всем жителям». Сам же Долгополов утверждал, что плакаты не были частью его предвыборной кампании.

«Я одолжил "Вести сегодня" свой высокий рейтинг, чтобы популяризировать эту газету», — заявил он NRA. И несмотря на то, что, по оценкам политологов, это было недвусмысленной политической рекламой, действующие тогда законы не позволяли KNAB констатировать это официально.

«Новый центр» получил пять мест в Рижской думе, что Долгополов назвал нормальным результатом для новой партии. Но пока в столице Долгополов и его прежние партнеры ЛСДРП пытались добиться, чтобы правые партии приняли их в коалицию, из других мест Латвии поступали неприятные для «Нового центра» новости.

«Новый центр» победил на выборах в Резекне, получив четыре из 13 мандатов, однако радость была недолгой. Административный районный суд отменил результаты выборов, сочтя, что на выборах в Резекненскую думу имел место факт покупки голосов в объеме, который мог повлиять на получение мест в думе. Партия утверждала, что случившееся — это политическая провокация, поскольку оба подозреваемых в покупке голосов никогда не были членами «Нового центра» либо сторонниками партии.

Подозрение о покупке голосов в пользу кандидатов НЦ были и в Юрмале, но уголовный процесс был прекращен, поскольку прокурор счел собранные доказательства недостаточными.

Однако к некоторым другим кандидатам в депутаты Юрмальской думы от «Нового центра» прокуратура, а позже и суд не были настолько благожелательными. Члены партии Леонид Ласманис и Гвидо Харийс Волбругс оказались причастны к так называемому Юрмалгейту — дело о предложении депутату Юрмальской думы Илмару Анчансу взятки в 20 000 евро, чтобы тот на заседании думы поддержал кандидатуру Юриса Хлевицкого на должность мэра города.

Сразу после задержания Ласманиса Долгополов сказал: «Я не вижу смысла, зачем ему было давать взятку, если мы не претендуем на кресло мэра». Если допустить, что Ласманис с этим связан, то это только его личная инициатива, подчеркнул Долгополов.

Согласие снова в центре

Вскоре после неудачных выборов ПНС возобновила переговоры по сближению с «Новым центром». Соглашение обеих партий предусматривало, что новый союз - «Центр согласия» - возглавит Долгополов.

Тем не менее, слияние происходило не без острых моментов. В день конгресса о своем выходе из партии демонстративно объявил председатель ПНС Янис Юрканс, обосновав это невозможностью участвовать в «бизнес-проекте». Позже Юрканс уточнил, что «слышал разговоры о Parex Banka».

В разговоре с газетой «Телеграф» Долгополов назвал уход Юрканса его личным выбором, признав однако, что это было правильным шагом. Долгополов не исключал, что для многих в рядах ПНС он неудобен: «Многие видят во мне угрозу. Но работать со мной довольно легко. Я не привык использовать двойные стандарты или лавировать. Я очень предсказуем».

«Знал мальчика Ушакова»

Однако уже в октябре 2005 года Долгополов на пресс-конференции заявил, что вскоре в руководстве «Центра согласия» ожидаются перемены. Новым главой ЦС стал бывший журналист Нил Ушаков, который в то время работал в службе новостей Первого Балтийского канала.

Спустя несколько лет в программе TV5 «Без цензуры» на вопрос зрителя, возражал ли он в свое время против назначения на этот пост «незрелого и не слишком умного журналиста» Ушакова, Долгополов ответил отрицательно. Он утверждал, что это была его собственная идея — пригласить молодого человека со стороны. «Не было никаких возражений, потому что я хорошо знаю эту семью. Я четыре года работал с его отцом на одном предприятии. Я знал Ушакова-мальчика (..) Я знал Ушакова-журналиста», - объяснил Долгополов.

Наконец-то в Сейме

В мае 2006 года Долгополов подтвердил СМИ, что все пять депутатов фракции ЦС в Рижской думе осенью собираются баллотироваться в 9-й Сейм. В парламенте больше возможностей для решения важных для ЦС вопросов, пояснил тогда газете «Телеграф» Долгополов.

В списке «Центра согласия» по Видземскому округу Долгополов стоял в самом верху, но в Риге он был под вторым номером. Набранное на выборах Долгополовым количество плюсов было четвертым по величине в списке, и он стал одним из 17 депутатов от ЦС в парламенте.

В свои первые дебаты Долгополов вступил в первый же день своего пребывания в Сейме. При обсуждении выражения доверия правительству Айгара Калвитиса Долгополов отреагировал на реплику в адрес Якова Плинера. «Я хотел бы попросить новоизбранный президиум соблюдать нормы, изложенные в кодексе этики депутатов, чтобы не допускать с трибуны всяких «яш», «юрчиков» и тому подобного», - сказал Долгополов.

Корректность была оценена. Долгополова стал одним из тех редких представителей оппозиции, кому было доверено руководство комиссией Сейма — он возглавил Комиссию Сейма по мандатам, этике и заявлениям.

Земляк года

В начале 2007 года Московская дума совместно с Международным советом соотечественников вручила Долгополову похвальную грамоту за достижения в общественно-политической работе на благо проживающих в Латвии соотечественников. Несколько лет назад ее также получила Татьяна Жданок.

Сам Долгополов связывает награду с ежедневной работой не только на благо соотечественников, но и общества в целом: «Я никогда не разделял эти вещи — общество и соотечественников». По его мнению, было бы ошибкой связывать награду Москвы только с политическими симпатиями лишь потому, что «у нас есть стереотипы, что Москву и Россию мы воспринимаем как остатки старой империи», и его работу могут оценить только избиратели.

Премьер выбирает Орлушу

В июне 2007 года уходящий президент Вайра Вике-Фрейберга устроила в Рундальском дворце прием по случаю восьмилетнего пребывания на посту. Долгополов на это мероприятие не пришел, отреагировав таким образом на высказывания президента об источниках финансирования «Центра согласия». «Заявления президента о том, что «Центр согласия» получает некое нечестное финансирование и нелоялен латвийскому государству, меня, честно говоря, тоже задели», - сказал Долгополов.

Позже выяснилось, что во время приема Долгополов был на поэтическом вечере, который устроил для VIP-клиентов президент банка Parex Валерий Каргин и где свои богатые на бранные слова стихи читал известный российский поэт Орлуша.

Журнал Privātā Dzīve заметил, что среди миллионеров и членов семьи Каргина, которые наслаждались водкой, малосольными огурцами и квашеной капустой, был также глава комиссии Сейма по этике Долгополов. Журналу он рассказал, что сам не матерится, но не возражает против крепкого словца в правильном контексте.

Тем не менее, позднее на организованной Latvijas Avīzes публичной дискуссии «Право и мораль на весах демократии» Долгополов заявил, что в Латвии большой проблемой является отсутствие политической культуры, в качестве примера назвав отношение Сейма к президенту. «Президент, прощаясь с Сеймом, выступила с речью. Она восемь лет с честью выполняла свои обязанности. Я высоко это ценю, хотя мой «Центр согласия» она назвала нелояльным государству. Сейм не сказал спасибо президенту и не преподнес цветы. Что может быть лучшим свидетельством отсутствия политической и общей культуры?» - заявил Долгополов.

Возвращение в Рижскую думу...

Перед выборами в самоуправление в 2009 году своих кандидатов на пост мэра Риги выдвинули обе входящие в «Центр согласия» партии. ПНС хотела, чтобы этот пост занял Ушаков, тогда как «Новый центр» выбрал своим кандидатом Долгополова. За полтора месяца до выборов в интервью Latvijas Avīze последний выразил уверенность, что ЦС сможет договориться о едином кандидате, но добавил: «Я уже публично заявлял, что готов взять на себя эту ответственность, и, честно признаться, у меня тоже есть достаточный опыт, чтобы это сделать».

ЦС получил на выборах 26 из 60 мест в Рижской думе. В ночь выборов Долгополов еще не отказался от надежды возглавить муниципалитет. Журналисты сообщили, что он пришел в гостиницу Rīdzene, где базировался избирательный штаб LPP/LC, и час что-то обсуждал с лидером партии и кандидатом в мэры Айнаром Шлесерсом.

В конце концов мэром стал Ушаков, а вице-мэром — Шлесерс. В свою очередь, Долгополов был избран председателем Комитета городского развития Рижской думы. Однако спустя менее чем полтора года он оставил эту должность, поскольку был избран в 10-й Сейм. На этот раз участие в выборах он объяснил тем, что большая часть проблем самоуправлений возникает из-за беспорядка в законе, и привести их в порядок можно только изнутри.

...и снова в Сейм

В 10-м Сейме Долгополов действительно сосредоточился на проблемах муниципалитетов, поскольку работал в Комиссии по делам госуправления и самоуправлений, где являлся товарищем председателя. После внеочередных выборов в 11-й Сейм Долгополов возглавил эту комиссию и сохранил этот пост и в 12-м Сейме.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное