Novosti

Ландсбергис: арестовать миллион было невозможно

Novosti

Галина Грейдане: были сомнения, но решила участвовать

Почему латвийский КГБ не препятствовал "Балтийскому пути"?

Почему латвийский КГБ не препятствовал «Балтийскому пути»?

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Балтийский путь, мероприятие в котором участвовало 2 миллиона человек, в трех прибалтийских странах прошло на удивление спокойно и без противодействия со стороны властей. Почему так произошло выясняла служба новостей LTV7. 

По словам бышего главы КГБ латвийской ССР Эдмундса Йохансонса, советское руководство не только не противилось Балтийскому пути, но даже способствовало ему. По мнению Йохансона, уже с начала 80-годов Компартия перестала быть таковой по своему духу. По существу, среди ее членов преобладали социал-демократические взгляды. Из-за этого задачи для КГБ не были четко сформулированы. А некоторых партийных лидеров страны даже раздражала медлительность региональных элит в деле демократизации общества.

«Яковлев, наоборот, провоцировал, что нужно больше демократии. Он встречался с нашей интеллигенцией и требовал чтобы они действовали активнее», - говорит Йохансон.

Как говорил глава СССР Михаил Горбачев: «Процесс пошел». Однако никто из компартии не знал, чем он закончится. При этом сами чекисты лихорадочно искали свое место в управлении обществом.

Поэтому, по мнению экс-главы КГБ, акции «Балтийский путь» как таковой, со стороны властей ничего не угрожало. И она была одобрена партийным руководством страны. Впрочем глава спецслужбы признался, что его организация не пускала столь масштабные мероприятия на самотек. По словам Эдмундса Йохансонса даже Народный фронт был совместным продуктом местной партийной элиты и КГБ. Действовали по принципу, если не можешь победить в борьбе, то ее надо возглавить.

Впрочем, Латвийская компартия в те годы разделилась на два лагеря: тех кто был за демократизацию и ее ярых противников. В 88 году во многих регионах СССР было сформировано подразделение политической полиции, ОМОН. В конечном итоге противники либерализации получили этот мощный карательный инструмент в свои руки. ОМОН был выведен из подчинения республиканской милиции и существовал на особом положении.

Однако ОМОН не помешал акции Балтийский путь. Он «выстрелил» гораздо позже. Тогда же и республиканское управление КГБ начали подталкивать на активные действия. В распоряжении у спецслужбы было полторы тысячи засекреченных агентов. Йохансон называет их профессиональными карателями. Именно они боролись с национальными партизанами после войны. Сразу после Путча ГКЧП в 1991 году Эдмундс Йохансонс все же получил зловещий приказ.

«Я получил приказ из Москвы этих людей вызвать, взять оружие и прибывать в готовности к наступлению. Если бы этот приказ я выполнил, я бы сейчас сидел в тюрьме, а общество пришло бы к гражданской войне», - уверен Йохансон.

Бывший глава латвийского КГБ утверждает, что в тот день он достал из своего сейфа агентурные списки и собственноручно сжег.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное