Число неграждан сокращается очень медленно

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В течение 25 лет с момента восстановления независимости количество неграждан в Латвии все еще превышает четверть миллиона. Натурализовалась лишь малая часть тех, кто имеет такую возможность, сообщает LTV.

На этой неделе в Елгавской думе торжественно вручали паспорта 17 новым гражданам Латвии. Число считается для города рекордным, признал мэр Андрис Равиньш. Он тепло поздравил принесших присягу гражданина елгавчан. 

На сегодня гражданами через процедуру натурализации в стране стали уже более 142 тысяч человек. Но в целом доля неграждан в общей структуре населения с 29% в 1995 году упала к 2015-му лишь до 13%.

Не спешат неграждане в последнее время и брать российское гражданство, говорит директор Управления натурализации Игорь Горбунов. По его предположению, это связано с заявлениями отдельных российских политиков, прозвучавшими в марте – о том, что России пора перестать выплачивать пенсии тем своим пенсионерам, что живут за ее пределами.

«С марта месяца, как это прозвучало, повысился интерес людей старшего возраста к натурализации. Если раньше 50-60-летних людей [среди натурализующихся] было где-то 18%, то теперь 30%, – поясняет Горбунов. – Значит, они поняли, что российское гражданство уже не настолько выгодно».  

Однако наличие гражданства еще не гарантия лояльности. В этом журналисты передачи LTV Panorāma убедились в Олайне.

Встреченные на улице молодые люди, пояснив, что они граждане, заявили съемочной группе, что за Латвию воевать не пошли бы, так как они пацифисты. Впрочем, за Россию – воевали бы, тут же добавил один из них.

Именно Олайне – населенный пункт с наивысшим в Латвии удельным весом неграждан. Тут их – почти каждый четвертый. Наследние советской эпохи – здесь ранее работали три крупных поризводства, рабочую силу свозили из других республик СССР.

Учительнице Елене Алуте, которая замужем за латышом и гражданином Латвии Артуром, при том что и их дочь – гражданка, потребовалось долгое время, чтобы решиться натурализоваться.  

«Мне нужно было 14 лет, чтобы решить, что я хочу быть гражданкой. Чувствую, что Латвия – моя родина», – говорит она теперь. На вопрос, как она поступит в час Х (если на Латвию будет совершено нападение извне), поясняет: «Всё зависит от ситуации, от того, какими будут угрозы. Так сразу сказать, на чьей стороне буду, не могу».

Причины, которые заставляют людей избегать натурализации, впрочем, чаще вполне позаические, а не политические. В повседневной жизни статус негражданина жителям е мешает. Часть – боятся экзаменов.

Часть, впрочем, принципиально считает: гражданство им поагается автоматически, поэтому сдавать на него они не собираются. К последним относится и профессор университета им. П. Страдиня Сергей Крук, которого крайне задел закон о гражданстве, изданный вскоре после клятвенных обещаний политиков Атмоды не делить жителей на касты.

«У нас цель была единая – за нашу и вашу свободу. У нас же такое состязание шло: я работал на Латвийском радио, а  еще была радиостанция Интерфронта «Содружество», вещавшая из Дома конгрессов. 

Так у нас с Татьяной Жданок было состязание, но о «свободе нашей (латышей) и вашей (русских)» она сказала – «Нет, нет, нет! Латышам доверять нельзя!» Ну, Жданок оказалась права. Лгуном оказался я», – вспоминает Крук.  

  Эксперты советуют  продолжать предлагать нелатышам курсы латышского:

«Латвийскому государству следует об этом заботиться и эти курсы по мере возможностей организовывать и призывать – идите и натурализуйтесь! И делать это следует на политическом уровне, говоря: вы – наши люди, вы – люди Латвии, пожалуйста, натурализуйтесь!», – убеждена исследователь Илзе Шупуле.  

У министра культуры Даце Мелбарде (Национальное объединение), в сферу компетенции которой входит и курирование вопросов интеграции общества, считает, однако, что возможности призывов по большей части исчерпаны.

«Ну что там им такого сказать? Что мы можем им напомнить – это что процесс натурализации облегчен, что у них по-прежнему есть возможность стать гражданами этой страны и что это им даст дополнительные возможности делать это общество лучше», - говорит она.

Минкульт больше надежд возлагает на общественно активную молодежь, которая охотно вовлекается в жизнь государства.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще