«Без обид» с Галиной Тимченко: «Нам дали сильно вырасти...»

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Бывший главред ранее крупнейшего российского новостного интернет-портала Lenta.ru Галина Тимченко теперь создаёт новое онлайн-медиа «Медуза» с «точкой сборки» в Риге. Она признала в передаче LTV7 «Без обид», что писать о Латвии из вежливости считает неправильным, но если новостные поводы будут – «Медуза» напишет обязательно.

Тимченко пояснила: название «Медуза» родилось случайно, это «красивое, круглое международное слово, которое легко запоминается», а домыслы насчет морских обитателей, одноименного плота, на котором кто-то спасся, или судна из фантастической  повести писателя Беляева – это лишь домыслы.

«Ну, к Медузе Горгоне ближе, конечно, не к jelly fish, – сказала она. – На самом деле, это мое давнее убеждение, название не имеет большого значения, просто оно должно легко ложиться на язык.

«Лента» ведь тоже когда открылась, в 99-м, очень многие смеялись (сейчас просто забыли): лента – это бантик на волосах или на причинном месте. Это потом мы ввели в обиход такое понятие, как лента новостей».

Тимченко подтвердила, что Латвия для ее проекта – лишь точка сборки, он ориентирован на российскую аудиторию и шире – на русскоязычную мировую.

«Будет ли Латвии уделяться какая-то роль в материалах «Медузы»? Если она будет давать серьезные новостные поводы, как иногда сейчас случается – вот как сегодня, законопроект о приостановке программы ВНЖ для нерезидентов – ровно настолько мы будем отражать Латвию. Делать это из вежливости – значило бы губить первоначальный замысел», – считает главный редактор нового СМИ.

Разумеется, в таком формате – освещении актуальных для России событий дистанционно, за рубежом – есть и свои трудности. «Очень трудно привыкнуть к общению по мессенджерам – не голосом, и даже скайп с трудом помогает. Так было с дизайнером: по мессенджеру ничего не получалось решить, при встрече в Москве мы сели перед монитором и всё решили за 4 минуты», – вспоминает Тимченко.

Надежды местной журналистской братии обрести в новом онлайн-медиа новые перспективы трудоустройства были напрасными: по словам главреда «Медузы», тестировать ей довелось дюжину претендентов, хотя писем пришло куда больше, и проблема вырисовалась весьма типичная. Либо человек прекрасно владеет русским языком, но не знаком с российской повесткой, либо (как в случае двух претендентов) наоборот: отлично ориентируется в российском информационном поле, но у него крайне плохо с языком.

«Мы не искали журналистов, мы искали интернет-редактора. Поэтому не оценивали уровень журналистского мастерства или способности к расследованиям. Конечно, мы будем сотрудничать нештатно и с местными журналистами, заказывать им тексты. Но требовался человек, который будет работать из офиса», – поясняет Тимченко.

Работать же участникам нового проекта предстоит в потогонном режиме, по 14-16 часов в день и без выходных, заявила она:

«Да, это неевропейский стандарт, это стандарт стартаповский. Сдавать литры крови и не смотреть на часы. Почему нет? Когда тебе интересно, ты же не смотришь на часы! Если человек любит свою работу – он на нее бежит. А когда начинает опаздывать на работу – наверное, она ему уже не столь интересна... Знаете, когда я начинала работать в «Коммерсанте» – там, знаете, на входной двери такая ручка-рука, ее пожимаешь и входишь. Так вот: пожимать ту руку – было самым счастливым моим моментом за день. Я домой так не бежала, как бежала на работу».

Такая самоотдача со стороны может напоминать самосожжение и не всегда оправдывается. Опыт Тимченко показал, что, вложив в «Ленту» 15 лет жизни по те же 14-16 часов в день без выходных, вложив часть себя – можно столкнуться с тем, что «всё это исчезает из твоей жизни за 15 минут». Но лично она не считает свой вклад напрасным – ведь дело осталось, оно продолжается.

«Конечно, нам многое удалось создать, причем без больших денег, собрать гигантскую для России аудиторию, доказать, что в любые времена хорошие тексты всегда востребованы, если их правильно писать. Мы стали отраслевым стандартом и в спецспроектах, в общении в соцсетями, внешним миром, – поделилась бывший руководитель «Ленты». – Нас же не закрыли! Уволили только меня и еще потребовали уволить Илью Азара, спецкора, но его нельзя было уволить по закону. А то, что вся редакция встала и вышла за одну неделю – я этого даже не ожидала. Такого массового исхода из редакций российских масс-медиа не было никогда, даже во время развала НТВ».

Хотя из-за рубежа может показаться, что в России деятельность онлайн-медиа жестко контролируется властями, Тимченко отрицает, что Кремль пытался воздействовать на портал «Лента».

«Интернет-СМИ ведь очень долго считались властями маргинальной средой, не заслуживающей внимания. Нам дали вырасти очень сильно – и лишь потом заметили, обратили внимание. А это уже настало время, когда договариваться уже было не принято. И они начали давить через Госдуму, принимая направленные запретные законопроекты», – говорит она.

Хотя сотрудничество с предпринимателем Михаилом Ходорковским по «Медузе» не сложилось в силу разного представления сторон о том, как должны управляться СМИ и как их следует рассматривать, сами переговоры, по словам Тимченко,  «прошли максимально корректно, и если представится возможность посотрудничать, мы будем сотрудничать».

В Москве отыскались другие инвесторы – они готовы были вкладывать средства в такой проект, потому что, по выражению Тимченко, «им там нечего стало читать». В своей стратегии она абсолютно уверена:

««Лента» была прибыльным изданием, хотя денег в нас практически не вкладывали – мы их зарабатывали сами. Мы знаем, как зарабатывать, знаем, что такое финансовая  дисциплина. Ситуация в этой сфере изменилась – деньги теперь будет зарабатывать сложнее, но и делаем мы теперь куда более скромный проект», – подытожила главред «Медузы».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное