Протесты не помогли: синод ЛЕЛЦ запретил ординацию женщин-пасторов

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Синод Латвийской евангелически-лютеранской церкви в пятницу 3 июня 77% голосов запретил рукополагать женщин в сан священников. В устав церкви, ранее гласивший, что пастором может стать любой прихожанин, прошедший соответствующую подготовку и обладающий необходимыми знаниями, внесена поправка о том, что возводить в сан священников можно только мужчин. Флешмоб протеста женщин, состоявшийся у Домского собора в день принятия эпохального решения, не повлиял на настрой синода.

О выборе синода в пользу ординации только мужчин сообщили накануне в соцсетях священники Иво Павлович и Марис Петерсон. Чтобы решение было легитимным, за него должны были проголосовать не менее трех четвертей собравшихся.

Такой исход заседания синода прогнозировался заранее, но противники запрета на рукоположение женщин в пасторы все-таки постарались публично донести свое мнение до общественности. Особенно жаркой была дискуссия на интернет-платформах, где возмущенные лютеране и особенно лютеранки не скупились на негативные эпитеты в адрес инициаторов и сторонников дискриминирующей женщин идеи.  

Кроме того, как уже писал Rus.lsm.lv, в день заседания синода состоялся флешмоб протеста перед Домским собором. В нем участвовало несколько женщин, и они рассказали Латвийскому радио, что пришли, так как лютеранская церковь имеет немалое влияние на общественную жизнь в Латвии.

Инициатор акции – Марта Херца, решение ЛЕЛЦ называет дискриминацией:

«Если мы скажем, что представитель одного пола не может что-то делать, это должно взволновать любого. У меня есть связь с церковью, и у меня есть опыт того, что мужчин все еще оценивают выше. У них больше возможностей сделать в церкви карьеру.

Я выступаю также за всех тех женщин, которые самоотверженно служат в церкви, делают это не хуже мужчин, и неизвестно почему им приходится сталкиваться с такими странными решениями».

«Покольку церкви, особенно католической и лютеранской, присуще большое влияние в Латвии на политику и общественные процессы, а следовательно – и на мою жизнь,

я бы не хотела, чтобы эти по-средневековому дикие, мракобесные воззрения, доминирующие внутри церкви, церковь могла проецировать на нашу современную жизнь в Латвии. Поэтому я здесь», - сказала одна из активисток, Яна.

Возведение женщин в священнический сан в Латвии не проводится с 1993 года - с тех пор как главой Евангелически-лютеранской церкви стал Янис Ванагс, противник женского служения в храмах на равных с мужчинами. Однако до того ординация женщин велась еще с 1975 года.  

Зачем потребовалось вводить официальный церковный запрет, архиепископ в общении с Латвийским телевидением не пожелал сообщить и не отреагировал на просьбу делегировать кого-то другого, чтобы прокомментировать свою позицию.    

Декан Домского собора Элия Годиньш оказался более отзывчив и пояснил журналистам, что инициативу, исходящую из одного пасторского участка, утверждают предусмотренным путем и что мотивом запрета является понимание евангельских текстов Латвийской евангелически-лютеранской церковью. Как бы ни трактовали священные тексты другие лютеранские церкви мира, у ЛЕЛЦ – вот такое видение, заявил Годиньш.

«У нас свой способ принятия решений», - сказал он. Он признал в интервью LTV: Библия четко показывает равную ценность, но разную идентичность мужчин и женщин. А понимании ЛЕЛЦ, служение в церкви противоречит предназначению женщины.

Янис Ванагс, в 2014 году аргументируя свое отношение к ординации женщин, сослался на фрагмент Священного писания, предписывающий женщинам молчать во время службы в храме, потому что им не разрешено разговаривать и надлежит быть покорными, а если они хотят чему-то учиться, пусть дома расспросят своих мужей, потому что женщине-де не приличествует говорить в общине.  

Следует отметить, далеко не все лютеранские священники поддерживают такое отношение. Наставник Рижской общины Лютера Линард Розенталь, например, публично выступает против запрета на священнослужение женщин. Он призывает не воспринимать всё написанное в Библии буквально, и указывает, что в Священном писании много мест, отнюдь не запрещающих рукоположения женщин в сан. Следует уважать стремление лютеранок к избранию такой жизненной стези, считает Розенталь.

Когда он сам был студентом-богословом, рукоположение женщин в Латвии было делом самим собой разумеющимся. Но затем всё изменилось, и многие его сокурсницы, что не смогли реализовать свой потенциал в Латвии, вынуждены были уйти в пасторы за границей.   

В то же время Розенталь считает, что принятие конкретного решения синодом знаменует собой окончание дискуссии. Хотя это решение и повлияет на отношения ЛЕЛЦ с другими лютеранскими церквями, где к женщинам-священницам относятся как к норме и не считают, будто их служение расходится со Священным писанием.  

Всемирная федерация лютеран объединяет 145 церквей и 75 миллионов прихожан в разных странах. 77% этих церквей признают ординацию женщин, и на эти церкви приходится 93% всех верующих, состоящих в федерации.  

Линард Розенталь опасается, что откат ЛЕЛЦ назад способен оттолкнуть часть потенциальных прихожан от церкви. С этим согласны и другие эксперты.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное