«Личное дело»: Доклад омбудсмена по детским домам искажает действительность

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Недавно представленный омбудсменом Юрисом Янсонсом шокирующий доклад о положении в детских домах либо непрофессионально подготовлен, либо заведомо тенденциозен. Обвинения же в применении к детям, по сути, карательной психиатрии и стремлении избавиться от воспитанников, в прямом смысле слова отправив их куда подальшое — беспочвенны. Такую позицию заняли в разговоре с передачей LTV7 «Личное дело» руководители нескольких детских домов.

LIVE

Отвечая на вопросы в прямом эфире «Личного дела», Юрис Янсонс, в свою очередь, подверг сомнению не столько сказанное источниками программы, сколько добросовестность этих источников в целом.
«Вы опрашивали тех, кто получил наибольшую критику. Директор Бокис и насчёт психбольницы в сюжете — это тенденциозно, потому что если разобраться по сути, они говорят тенденциозно.
Кто такой директор детского дома? Он как папа, как мама по закону. Он официальный опекун этого ребёнка. (..)

И то, что какой-то там Бокис говорит, что работает хорошо, и в интересах детей, по моему мнению — неправда. Потому что он говорит, что мы не разговаривали — [a] мы разбирали личные дела, законодательную базу и ту фактуру, которая показывает ситуации в конкретных детских домах с конкретными детьми».

Янсонс признал, что в ходе подготовки этого конкретного доклада сам в детские дома не выезжал — «Мы проводили мониторинговые визиты в 21 детском доме из 34-х. Я лично — нет. У меня была оперативная группа, которая  объехала [их] все...»

По словам Янсонса, документы были в минувший понедельник отправлены в Госконтроль, парламент и в Генпрокуратуру.
Полную видеоверсию передачи можно посмотреть здесь.

Часть детей только числятся в детских домах, на самом деле их отправляют в школы-интернаты, порой за сотни километров. Несмотря на это, детдом продолжает получать за ребенка финансирование. За плохое поведение детей направляют в психиатрические больницы и дают им соответствующие лекарства. Этот произвол оплачивают налогоплательщики. Согласно докладу бюро омбудсмена, 582,04 евро за каждого воспитанника получает детский дом от самоуправления. Еще 271,19 евро платит Министерство образования за помещение его же в школу-интернат. В 1080 евро, но уже из бюджета Минздрава, расходуется на содержание в психбольнице. Таким образом, в среднем детдомовец обходится почти в две тысячи евро в месяц (1933,23 евро), утверждают авторы доклада омбудсмена. Представляя его, Янсонс, как уже сообщал Rus.lsm.lv, заявил, что «судьбы детей фактически разрушаются, а их перспективы довольно трагичны и безнадежны».

Несколько руководителей детских домов, тем не менее, практически единогласно заявили «Личному делу» о своем категорическом несогласии с обвинениями.

«Действует закон: если у ребенка проблемы с учебой или здоровьем,

подходящую школу выбирает специальная комиссия. Ни один директор этого не может сделать.

А для, например, не слышащих детей в Латвии школ всего две — одна в Риге, другая в Валмиере. У нас есть такой ребенок, в понедельник мы везем его в школу, в пятницу забираем. Других возможностей его обучить нет», — заявила передаче директор Ирлавского детского дома (Тукумский край) Санита Аузиня.

«Да, есть дети, которые учатся в логопедической школе-интернате. Только интернат находится в трех минутах ходьбы и дети живут у нас.

Человек вообще не слушал, что я ему говорю!»,

— недоумевала руководитель даугавпилсского детского дома Priedīte Людмила Смыкова.

«Господин Янсонс очень поверхностно провел исследование.

У нас регулярные проверки и до сих пор нарушений не было», — подчеркнул директор детского дома Līkumi (Саласский край) Юрис Бокис.

Говорить, что детей «спихивают в психбольницы» и «мы их превращаем в овощей» некорректно и неправомерно,

твердо заявила психиатр Ингрида Цера

По ее мнению, нарушение поведения может быть одной из начальных стадий психического расстройства. Подростка, по меньшей мере, надо обследовать.

Решение о направлении в такую клинику принимают не директора детских домов, а медики-профессионалы.

«Я, как руководитель центра, не имею права никого отправлять. Это делает специалист. И в этом вопросе г-н Янсонс не разобрался», — возмущался в разговоре с «Личным делом» Юрис Бокис.

«Это решаем не мы, это решают врачи», — подтвердила Людмила Смыкова.

Ранее, как уже сообщал Rus.lsm.lv, журналисты сначала «Личного дела», а потом и De facto наглядно продемонстрировали, что бюро омбудсмена Юриса Янсонса в другом докладе — по неоднозначной теме билинигвального образования в школах нацменьшинств — неверно трактуется один из ключевых моментов. Гаагские рекомендации о правах нацменьшинств в обучении оказались представленными в виде, прямо противоположном оригинальному.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное