Эффективные лекарства от гепатита С государство оплачивает лишь острым больным

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

«Мы на пороге эпидемии гепатита С», — говорит министр здравоохранения, но обещает, что от гепатита С вылечат всех. Нынешний год — первый, когда государство оплачивает курс лечения в полном объеме, что позволяет получать терапию нескольким сотням людей, которые не могут оплачивать ее сами. Кроме того, бюджет на эти цели увеличен вдвое, а пациентам доступны более эффективные лекарства, говорят чиновники, пациенты и врачи. Тем не менее, чудо-лекарство, как выясняется, предоставляется лишь острым и хронически больным, в то время как остальным приходится ждать, пока не станет хуже.

Смертельно опасная польза

Инфекция показывает все больше

Министр: У нас есть решимость вылечить всех

Терапию назначают в зависимости от генотипа

Подождать, когда станет хуже

Можно вылечить всех, но за 15—20 лет

Смертельно опасная польза

С 31-летней  Алисой, имя которой по понятным причинам изменено, корреспондент Латвийского радио встретился вечером. Гепатит С у нее обнаружили четыре года назад, но заразилась она, вероятно, еще раньше. Пока анализы у нее в пределах нормы, хотя она быстро устает — это характерно для гепатита.

«Я узнала, когда была на четвертом месяце беременности. Доктор сделала какие-то очередные анализы крови, и когда я пришла за результатами, она сказала, что все в порядке, но мы обнаружили у тебя гепатит С. В первый момент вообще не понимаешь, что это за зверь, а затем постепенно начинаешь думать, искать. Идешь к специалистам, чтобы понять, что и как», — вспоминает Алисе.

Она юрист в государственном учреждении и вместе с мужем воспитывает четырехлетнюю дочь. Недавно Алисе обратилась за финансируемыми государством препаратами и начала продолжительный курс лечения. Каждый день нужно принимать по таблетке, и раз в неделю самой делать себе укол.

Алиса надеялась вылечиться, но не вышло — через месяц терапию пришлось прекратить из-за побочных эффектов, которые, по словам врача, угрожали ее жизни.

Медики говорят, что сейчас доступны новые лекарства, которые в Латвии ранее не применялись, но стоят они в 4—5 раз дороже, и государство их не оплачивает. Весь курс лечения обходится в 40—50 тысяч евро.

«Врачи говорят, что сейчас ничем не могут помочь. По крайней мере, система такова, что с моими результатами я остаюсь в стадии ожидания. В первый момент, когда сказали, что лечение я продолжать не могу, а новые лекарства настолько дороги, а на компенсацию, по крайней мере, пока надежды нет, первый день прошел в слезах. Тогда казалось, боже мой, ты работающий человек, все впереди, сколько же ты можешь ждать? У меня нет никакой собственности, чтобы продать, и столь больших месячных доходов, чтобы можно было взять кредит», - говорит Алисе.

Инфицированных становится больше

Ежегодно в Латвии выявляется более тысячи новых случаев хронического гепатита. По данным Центра контроля и профилактики заболеваний (ЦКПЗ), в прошлом году таковых было даже более полутора тысяч. В центре же рассказали, что в действительности случаев заболевания еще больше, поскольку не все знают, что они инфицированы, и не все обращаются за помощью и попадают в официальный реестр.

По словам завотдела Иммунизации и надзора за заболеваниями ЦКПЗ Ирины Луценко, согласно исследованию, проведенному Центром инфектологии в 2011 году, в Латвии может быть инфицировано около 1,7% взрослого населения — то есть примерно 40 тысяч человек.

Новых масштабных исследований больше не проводилось, поэтому государство в своих расчетах использует именно это число — 40 000. Речь идет только о взрослых, и болезнь продолжает распространяться. К тому же, благодаря лучшей информированности и жителей, и медиков, случаи инфицирования выявляются чаще, признает Луценко.

О летальных случаях у центра данных нет. Тем не менее, от рака печени, который может возникнуть на последней стадии гепатита, в среднем умирают более 100 человек в год.

Министр: У нас есть решимость вылечить всех

Министерство здравоохранения заявляет, что лечение гепатита С является одним из приоритетных направлений отрасли, и в этом году был сделан большой шаг вперед.

«С 1 января есть существенные изменения. [..] Мы сказали, что хотим решить проблему с гепатитом С, потому что мы фактически на пороге эпидемии», - говорит Гунтис Белевичс (СЗК).

Собранные четыре года назад на портале Mana balss почти 14 000 подписей достигли цели — теперь государство оплачивает не только полную стоимость лечения (раньше было 75%), но и вдвое увеличило бюджет, выделяемый на эти цели.

Кроме того, теперь пациентам доступны и два новых метода лечения, более быстрых и эффективных. Однако они гораздо дороже и подходят не всем.

В этом году появился и регистр пациентов. 

«С января у нас есть регистр пациентов с гепатитом С. Сейчас он ведется вручную, но с середины года его начнут вести в электронном виде. Мы абсолютно уверены в том, что изменим ситуацию. С каждым годом пациентов с гепатитом С у нас будет все меньше и меньше, но у нас есть решимость, чтобы вылечить всех больных. В том числе мы будем лечить тех граждан, которые находятся в местах заключения», - обещает министр.

Алиса пока не считает, что удастся вылечить всех. «Конечно, хорошо, что компенсирует 100% людям, которые хотели бы пройти годовую терапию и не могут платить, у них есть возможность — это конечно, позитивно», - говорит она, но признает, что слышать об этих компенсациях ей немного смешно, потому что доступны они не всем.

Министру Белевичу о подобных случаях ничего не известно — по его словам, в лечении не отказывают никому.

«Я прошу не распространять слухи. Если вам известен подобный конкретный случай, пожалуйста, скажите этому человеку, чтобы он обращался в Инспекцию здоровья, — заявил министр. — В такие случаи я не верю. Мы лечим и очень эффективными и дорогими лекарствами, но нет такого, что пациент может решать, что именно это лекарство ему необходимо. В зависимости от стадии болезни и типа вируса препарат назначает консилиум врачей».

Терапию назначают в зависимости от генотипа

Главный врач Центра инфектологии и член врачебного консилиума Байба Розентале пояснила, что порядок назначения терапии определен Национальной службой здоровья, а консилиум лишь его придерживается.

«Есть лечение, которое более эффективно в зависимости от генотипа. Те, что в народе называют самыми дорогими, но как врач я бы сказала — самыми эффективными медикаментами, подходят и изучены только для первого генотипа», - говорит Розентале.

В Латвии распространены четыре генотипа или классификации болезней, которые определяют возможную агрессивность вируса. Также врачи учитывают и фиброз печени или образование спаек тканей, которые характерны для поврежденной печени и могут вызвать цирроз. «Второй, третий генотип лучше поддаются лечению, лучше проходят и вызывают меньше плохих изменений в печени, которые могут привести к циррозу. Первый генотип — дьявол», — поясняет Розентале.

Самый дешевая старая терапия обходится примерно в 10 000 евро, но помогает только в половине случаев. Ее предлагают всем, у кого болезнь находится в начальной стадии. В свою очередь, самые дорогие лекарства помогают 80—98% пациентов, но стоят они в четыре-пять раз дороже.

За первые два месяца года оплачиваемое государством лечение было назначено 163 больным, из которых 77 получают новую, дорогую терапию.

Подождать, когда станет хуже

«По нашему мнению, врачи недостаточно разъясняют и, возможно, самовольно говорят человеку — не лечись сейчас, подожди лучшее лекарство», —допускает автор инициативы на портале Mana balss и представитель Латвийского общества больных гепатитом Кристап Каугурс.

«Это уже очередная история о теории относительности Эйнштейна, где все зависит от того, по какую сторону двери ты находишься. Если ты тот, кто должен ждать, тебе не интересно, что есть все остальные, которые должны лечиться в первую очередь. Тебе дико, когда говорят — тебе не нужно, надо подождать, пока не станет хуже. Тебе это кажется ужасно циничным», — говорит Каугурс.

«Здесь проблема в том, что, в принципе, человек может болеть очень долгие годы, либо гепатит С не был диагностирован — и в конце концов у него развился цирроз или, в худшем случае, рак печени. С такими заболеваниями, конечно, люди умирают каждый год», — говорит Ирина Луценко

Можно вылечить всех, но за 15—20 лет

Общество больных гепатитом ежедневно принимает звонки от людей, которым отказывают в новейших медикаментах. По словам Кугиса, проблема в том, что люди, у которых фиброз на самой начальной стадии, не получают подробных пояснений от врачей, пациентам не объясняют, почему им не назначили новейшее или какое-то иное лечение. Это порождает огромное непонимание.

Тем временем Алисе просто ждет. Она и ее муж очень хотят второго ребенка, но пока из-за болезни отказались от этой мысли. К счастью, у первой дочери вируса в крови нет.

«Всегда есть риск, что ребенок родится, и у него тоже будет гепатит С. Я понимаю, что так бывает не всегда, но риск есть. И зная, как мы волновались, ожидая результатов анализа нашей дочери, мы не хотим испытать это снова», — говорит Алисе. По ее словам, представив, через что придется пройти ребенку в случае, если он родится инфицированным, они решили пока не рисковать.

По оценке общества, если государственная программа будет продолжаться, вылечить можно будет всех страдающих гепатитом С. Но при нынешнем бюджете на это потребуется 15 или даже 20 лет.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное