Беженцы уезжают из Латвии, потому что не успевают сориентироваться — глава общественной организации

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Иностранцы, которые нелегально пересекли латвийскую границу, остаются в стране чаще, чем перемещенные по европейской программе соискатели убежища. Заявления первых рассматривают 6-8 месяцев, поэтому у них в два раза больше времени, чтобы сориентироваться, рассказала в интервью программе «Домская площадь» Латвийского радио-4 Сандра Залцмане, глава общества «Убежище “Надежный дом”». 

Именно эта организация с декабря предоставляет беженцам услуги менторов.

Большинство перемещенных в Латвию соискателей убежища покинули страну, получив соответствующий статус. Залцмане считает, что беженцам просто дают слишком мало времени. «Можно посмотреть со стороны этих приезжих, потому что Латвия очень быстро рассматривает заявления об убежище — это три-четыре месяца. За этот короткий срок они должны выучить латышский язык, понять, как работают разные системы Латвии, например, медицина, как утроить ребенка в школу, в детский сад — и так далее», — считает глава общества.

«Вы даете нам очень мало времени, чтобы здесь обосноваться, чтобы понять, как жить дальше»,

— так беженцы ответили на заданный Залцмане вопрос, почему они уезжают. Гостья программы подчеркнула: «этот период очень краткий».

Залцмане пояснила: беженцы уезжают в Германию, потому что у большинства там есть родственники и друзья. «Конечно, начать жить с помощью своей общины легче. Многие хотят остаться здесь, но сразу нужно уже думать, как на рынок труда попасть. Это очень сложно, потому что языка-то нет пока. Чтобы найти работу, первое — это язык. То, что делается на бирже труда или агентстве занятости — это предложение учиться латышскому языку. Но с этими пособиями, которые были снижены вполовину, люди не могут сразу найти жилье и не думать об экзистенциальных проблемах: нужно и платить за квартиру, и питаться, а мы еще просим, чтобы он учил латышский язык.

Мы очень много сразу хотим от этих людей, не давая им руку помощи»

Организация помогает и перемещенным по европейской программе беженцам, и нелегалам, которые незаконно перешли границу Латвии. Последние также подают заявления о предоставлении статуса — их рассматривают дольше, 6-8 месяцев.

«Эти люди могут лучше понять систему работы латвийских служб... Они больше узнают, как здесь жить, они чаще остаются в Латвии, чем те, кому дается меньше времени, кто не может сразу понять, как действовать.

Конечно, они чаще уезжают из Латвии — это факт», — пояснила глава общества.

Она рассказала, что латвийцы особым образом относятся к беженцам. Местных жителей не смущают люди другой национальности и другого цвета кожи, если они приехали, например, вслед за своими супругами. «Мы хотим быть откровенны: рядом с вами мы хотим поселить семью беженцев, мы могли не говорить, что это беженцы — но просто приезжие из, например, Афганистана...

Отношение сразу меняется, потому что это слово — «беженцы» — как красная тряпка, оно сразу рождает стереотипы, что эти люди плохие, что они не будут контактировать».

Однако общество постепенно начинает смотреть на беженцев по-другому, добавила Залцмане.

Как уже писал Rus.lsm.lv, первые беженцы прибыли по программе переселения в Латвию 5 февраля 2016 года. У МВД нет данных о том, сколько беженцев из числа принятых Латвией по программе переселения беженцев из ЕС еще проживает в стране, а не уехало в другие государства ЕС в поисках лучшей жизни. Но известно, что десяти лицам присвоен статус беженца, а еще 120 – альтернативный статус. По еще 80 соискателям убежища сейчас рассматриваются документы. Программа приема беженцев заканчивается 17 сентября с.г., и Латвия обязалась до того времени принять 531 человека. А принято пока всего 207 – то есть еще 324 беженца должны к нам приехать, рассказала госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане.

В прошлом году в Госагентстве занятости зарегистрировалось как безработные 43 лица. На начало февраля в списках было всего двадцать: 18 безработных и двое ищущих работу лиц. Все – в Риге. За 12 месяцев трудоустроилось четыре человека, из них трое продолжают трудиться, а один уехал из Латвии. Статистики о тех беженцах, что трудоустроились без посредничества государства, у Госагентства занятости нет.

Год спустя после приема первых беженцев ясно, что их интеграции препятствует ряд факторов: низкие пособия (139 евро в месяц на человека плюс 97 за каждого члена семьи), плохое знание госязыка, мешающее включению в рынок труда. Вопрос облегчения требований по части госязыка намерено поднять МВД, а Минэкономики уже предложило предложило платить человеку по получении им статуса пособие сразу за два месяца, а не за один, как сейчас. Это даст больше шансов найти жилье. Пока же большинство лиц, уже имеющих статус беженца либо альтернативный статус, вынуждены оставаться в Муцениеки либо у гостеприимных добровольцев, потому что не могут решить жилищный вопрос.

Беженцам стараются помочь благотворительные организации. Правительство же пошло на облегчение условий получения ряда документов для лиц, которым присвоен статус беженца или альтернативный статус, сообщает Министерство внутренних дел. Денег на оплату госпошлины у иностранцев, живущих на пособие, зачастую нет – поэтому впредь ее с них взимать не будут. Поначалу.

Соискательница убежища из Сирии, которая находится в Латвии по программе распределения беженцев ЕС, сейчас лечится от злокачественной опухоли, получает химиотерапию и страдает от малокровия. Чтобы укрепить организм, врачи прописали ей здоровое питание, но с государственной поддержкой для соискателей убежища, которое составляет три евро в день — на таковое денег не хватает. Поэтому ей помогают добровольцы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное