Вынужденные переселенцы. Наши дни. Репортаж из Киева

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

По данным ООН, с момента начала боевых действий на востоке Украины в другие ее регионы бежали более миллиона человек. По всей стране и, в частности, в Киеве им оказывают помощь в волонтерских центрах. Корреспондент Службы новостей Латвийского радио Илья Козин побывал в самом большом из них — на улице Фроловской 9/11, у самого подножья киевской Замковой горы.

© Илья Козин

Первое, что я увидел, приближаясь к центру — белый фургон, подъезжающий к выходящему на улицу окошку. Вылезший из кабины водитель расторопно начинает подавать в это окно одеяла, пледы, одежду и т. д. Видимо, гуманитарная помощь. Принимает испанец Марио, который говорит только на родном (и еще на итальянском), но работе это не мешает.

Центр напоминает небольшой рынок или лагерь. Вот только беженцы здесь не живут, а лишь получают помощь. Регистратура находится в здании, а пункты раздачи помощи либо в грузовых контейнерах, либо в конструкциях из деревянных поддонов или вовсе - в палатках.

Регистратура — первое место, куда приходит нуждающийся. Руководит центром волонтер и тележурналист Леся Литвинова. Даже пары минут для разговора у нее не нашлось: дел по горло. Леся дает распоряжения другим волонтерам о нужном количестве одежды, посуды и прочего, одновременно отвечая на телефонные звонки. По ее просьбе один из беженцев, Виктор, устраивает мне небольшую экскурсию.

Виктору лет 45-50, он стройного телосложения. Одет в спортивный костюм национальных цветов Украины. Во глазах —грусть и тоска. Он из города Первомайска, Луганской области. Зону боевых действий покинул 3 августа под разрывами минометных снарядов. Ехал вместе с 6 другими людьми в небольшом легковом автомобиле «Таврия». Когда прибыл в Киев, стал сам помогать в волонтерском центре. Так там и остался.

Виктор показывает мне склад с едой, место выдачи горячих обедов, водит по пунктам раздачи одежды. Параллельно рассказывает: у людей, выезжающих из так называемой «зоны АТО» (антитеррористической операции), нет возможности взять с собой достаточное количество вещей:

Виктор из Первомайска
00:00 / 00:28
Скачать

 

«Наш волонтерский центр помогает людям устроиться в первое время. Выдает продукты питания, так называемый «паек»: подсолнечное масло, сахар, крупы, консервы, детское питание. Так же выдаются наборы бытовой химии, одежда, обувь, постельные принадлежности, посуда».

Еще здесь здесь помогают найти работу. С конца августа, по оценке Виктора, в центре получили помощь более 20 тысяч человек. Бывало, что за одну только субботу — день выдачи питания — обслуживали по тысяче человек, говорит он, прощаясь.

Отправившись дальше уже самостоятельно, около пункта выдачи бытовой химии встречаю Аню, светловолосую девушку с зелеными глазами. Аня из города Ясиноватая Донецкой области. В Киеве уже 4 месяца. Говорит, что здесь все очень дорого. Планирует вернуться домой, когда все уляжется:

Аня из Ясиноватой
00:00 / 00:28

 

«Каждый день звонят родственники. [говорят, что] стреляют, очень слышно... Спать не могут. Очень тяжело им там жить. Возле моего города, в [соседней] Авдеевке постоянно взрывы, идут бои... В Донецке и Ясиноватой тоже иногда. Заминированы кладбища. Люди боятся оставить свои квартиры, потому что грабят. Выносят все, вплоть до вилок и ложек.»

Вове из Макеевки — лет 20. В Киеве Вова поселился в Белой церкви. Есть ли в Макеевке мародерство, о котором рассказывали Аня и Виктор?

Вова из Макеевки
00:00 / 00:10
Скачать

 

«Нет. Когда я был, там такого не было. Там все строго, там нет такого... Очень хочется, чтобы все закончилось. Надоела это война.»

Многие вынужденные переселенцы не очень общительны, что понятно. Женщина из Горловки Донецкой области, пожелавшая остаться анонимной, призналась —боится последствий публикации с ее участием. Она — хрупкая, небольшого роста с измученным видом волокла три большие сумки, набитые одеждой для детей. Муж погиб еще перед войной, и теперь она вместе с детьми выживает без уверенности в завтрашнем дне.

© Илья Козин

В регистратуре центра — человек двадцать. Большинство смотрят угрюмо, будто в пустоту. Увидев у меня в руках диктофон и удостоверение радио, и вовсе отворачиваются. Не до разговоров им.

Самым общительным оказывается Виктор, тот самый, который показывал мне центр. Он поделился воспоминаниями о происходившем «там»:

Виктор из Первомайска
00:00 / 00:29
Скачать

 

«Моя знакомая пришла за хлебом и сказала «в связи с тем, что у меня муж лежит в больнице, можно, я получу на него? Вчера я не могла придти.» Ей грубой нецензурной бранью сказали помолчать. И, когда она возмутилась, ее просто-напросто избили и увезли в неизвестном направлении. Где она находится на сегодняшний день — неизвестно. Жива ли вообще? Но так как дома не появляется, поэтому сомнительно…»

Виктор подтвердил, что в зоне боевых действий на востоке страны есть никому не подконтрольные формирования, которые занимаются бандитизмом и мародерством.

Беженцы из зоны конфликта отправляются и в соседние страны — Россию и Белоруссию. Таких по данным ООН более 800 тысяч.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще