Эксклюзив: Контрпропаганда бессильна в информационной войне с Россией

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В условиях, когда Россия ведет «гибридную войну», и помимо чисто военных методов применяет информационные, НАТО и Европейский Cоюз не смогут противостоять ей методами простой пропаганды — «для этого нам необходимо начать вести свой собственный, интересный людям рассказ», — заявил сегодня на заседании Подкомитета Европейского Парламента по безопасности и обороне Директор базирующегося в Риге Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Карклиньш.

СТРУКТУРА

Центр стратегических коммуникаций НАТО NATO StratCom COE) был основан в Риге в январе 2014 и изначально финансировался правительством Латвии. На его создание было выделено 3 млн евро.  В июле прошлого года семь государств-участников НАТО — Латвия, Литва, Эстония, Германия, Италия, Польша и Великобритания  — подписали меморандум о создании совместного центра.  Центр получил аккредитацию НАТО. В декларации Уэльского саммита Северо-атлантического альянса его создание приветствуется как «значительный вклад в усилия НАТО»  в области стратегических коммуникаций.  Центр является военной структурой НАТО, ему присвоен статус международной военной организации. Штаб-квартира центра находится в Риге, его директором назначен латвийский дипломат посол Янис Карклиньш.

Основной деятельностью центра является анализ так называемых «гибридных войн», разработка рекомендаций по противодействию им и обучение специалистов. На 2015 год запланированы исследования коммуникационной стратегии ИГИЛ, а также социальных медиа как оружия информационной войны.

Создание специального европейского телеканала, вещающего на русском языке, позволило бы предложить русскоязычным жителям соседствующих с Россией стран качественный информационный, образовательный и развлекательный контент, считает Карклиньш. Он привел в пример пример Эстонии: в 2007 году после массовых беспорядков, связанных с переносом памятника советским солдатам, правительство намеренно наполнило собственное вещание привлекательным для людей контентом. Директор центра отметил, что сейчас Эстония работает над запуском нового русскоязычного телеканала. Параллельно в Европе проводится исследование возможных независимых медиа-инициатив в странах Восточного Партнерства.

Информационное противостояние «контролируемой государством машине пропаганды» Кремля исключительно важно для Европы, отметил руководитель Центра стратегических коммуникаций НАТО.

«Европейский Союз тоже находится в российском информационном поле.

КОНТЕКСТ

Первой «гибридной войной» современности стал, по всей видимости, боснийский конфликт 1992-1995 годов. Классические боевые действия, по оценке, в частности, американских военных экспертов, выполняли лишь «поддерживающую», вспомогательную функцию: «Манипулирование масс-медиа со стороны региональных политических лидеров было центральным элементом в первоначальном разжигании и последующей эксплуатации латентной этнической вражды». Тогда же союзники по НАТО, дислоцированные в Боснии в качестве миротворцев, опробовали комплекс мер по противодействию пропаганде. На военном жаргоне этот комплекс называется Psy-Ops, от английского «психологические операции» и подразумевает информационную работу с населением с целью «психологической детоксикации» последнего. Подразделения Psy-Ops (в подавляющем большинстве — американские) входили в состав миротворческих сил IFOR. Как еще в конце 90-х отмечали аналитики, действия в Боснии — как непосредственных сторон конфликта, так и IFOR — можно считать прообразом войн будущего.

В фокусе — те страны, которые Россия называет ближним зарубежьем. Однако сегодня это поле расширяется и на другие страны ЕС — Германию, Францию, Испанию, Португалию. Там тоже люди подвергаются влиянию российской пропаганды», — сказал Карклиньш. Он отметил, что в одной только Великобритании зарегистрированы 5 российских телевизионных станций .

Опираясь на выводы проведенного Центром НАТО исследования «Российская информационная кампания против Украины», Карклиньш подчеркнул:

«В 21-ом веке правила войны изменились. Не-огнестрельные средства играют все более важную роль».

В этом, по его словам, суть «гибридных войн».

Российская информационная кампания, по словам руководителя Центра НАТО, — не единичный случай. Россия последовательно использовала эту стратегию в Восточной Европе в течение последних почти 15 лет. Сюда входит, по его словам, и дезинформация по дипломатическим каналам в таких международных организациях, как ООН, Совет Европы и ОБСЕ, и «политика в отношении соотечественников».

С 1999 года, когда к власти пришел Путин, началось планомерное уничтожение элементов свободной прессы в самой России. На сегодня российские СМИ, особенно в аудио-визуальном секторе, принадлежат либо государству, либо компаниям, которыми владеют приближенные к Кремлю олигархи, а журналистов превратили в агентов пропаганды, заявил Карклиньш.

Российская власть пропагандирует страх, воздействуя на психологическом уровне, используя такие эмоционально важные для россиян темы, как, например, Великая Отечественная война и фальсифицируя факты,

убеждал европарламентариев директор Центра НАТО.

Ярким примером кампании по дезинформации стало освещение в российских СМИ трагического эпизода со сбитым прошлым летом малайзийским авиалайнером MH17. «За час на российских каналах появилось пять версий произошедшего. Это —метод отвлечь внимание от анализа имеющихся фактов и дезориентировать общественное мнение», — считает Карклиньш.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное