Композитор-юбиляр Плакидис: «Раньше в музыке вообще было проще...»

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Их трое — ведущих композиторов Латвии, которые в один год отмечают свое 70-летие. В апреле минувшего года юбилей отметил всемирно известный Петерис Васкс, в июне этого года такую же цифру празднует его именитый коллега Георг Пелецис. Посередине — отмечающий юбилей 4 марта «семидесятник» Петерис Плакидис.

— Петерис, уже знаете, как отметите юбилей?

— Концертов в этот день не планирую, но за день до этого я буду в Лиепае, у моря. Я как раз там сейчас у моря и простыл, видите, носом хлюпаю. Так вот, за день до юбилея Лиепайский симфонический оркестр решил сыграть в недавно построенном зале «Большой янтарь» концерт, в котором прозвучат и мои произведения.

Петерис Плакидис

Латвийский композитор, дирижер, пианист, профессор. В 1970 году окончил Латвийскую консерваторию по классу композиции Яниса Ивановса и Валентина Уткина. В 1975 году там же окончил аспирантуру и стал преподавать, в 1991 году стал профессором композиции. Выступает как пианист и дирижер. В 1969-1974 годах — музыкальный директор Латвийского национального театра. Писал музыку для кино и театра. Автор песен и романсов на стихи ведущих латышских поэтов.

Одно из крупнейших произведений юбиляра — симфония для хора «Обреченность» на стихи Ояра Вациетиса (1985). Плакидис стал народным артистом Латвии в 1990-м, в 1996-м получил Большую музыкальную награду.

— А в Риге что-либо планируется?

— А в Риге недавно был в филармонической Большой Гильдии большой концерт латышской музыки, в котором, среди прочего, исполнили мои «Песнопения» — спасибо, я польщен. Что дальше? Приглашаю всех на свой концерт в первой студии Латвийского радио, который запланирован в начале апреля — если не ошибаюсь, десятого числа... Там будет камерный ансамбль, который при публике исполнит ряд моих произведений минувших лет. 

— Некогда ваши «Свадебные песни» записал Гидон Кремер на своем знаменитом диске From my home («Из моего дома», произведения авторов из трех стран Балтии). Есть ли сейчас какой-нибудь зарубежный заказ?

— Сейчас заказов нет, хотя они, конечно, очень вдохновляют на сочинение музыки!

— Но многие помнят вашу «оперу»...

— Да. Несколько лет назад у меня было одно сочинение — «Еще одна опера Вебера». Могут подумать, что действительно целая опера, но это небольшое произведение. И меня вдохновил на его сочинение как раз заказ! Из Дании. Его исполняли и в Латвии — например, Лиепайский симфонический оркестр Иманта Ресниса. Есть запись этого моего произведения в исполнении Йенского оркестра. Не перепутайте — не Венского, а Йенского, это оркестр в Германии. Звучит устрашающе, как гиена!

— А еще был ваш достаточно известный «Паштет в стиле Россини»...

— Да, он звучит официально так — Pasticcio a`la Rossini. Как известно, этот знаменитый итальянский композитор первую половину жизни писал оперы, а вторую — занимался кулинарией.

В Амстердаме несколько лет назад уважаемый оркестр Amsterdam Sinfonietta исполнил произведения Джоакино Россини, Астора Пьяццоллы, Нино Роты. И в том числе тогда состоялась мировая премьера моего концерта для виолончели, который я и назвал Pasticcio a`la Rossini.

— Это небольшая симфоническая форма?

— Это маленький концерт. На девять минут. И знаете, кто меня вдохновил на его написание? Кристина Блаумане! Наша знаменитая виолончелистка, дочь известных оперных певцов, которая как раз в то время играла в Амстердаме.

— Он, как всегда, с печальным юмором?

— Тот мой «паштет» скорее с юмором. Хотя есть, конечно же, и трагика! Но знаете... это притворная трагика.

Есть такой жанр: многие композиторы писали небольшие произведения, в которые вставляли фрагменты из своих ранних произведений или же цитаты коллег. И вот, помню, написал это сочинение примерно в таком же стиле. Хотя у меня цитат в Pasticcio a`la Rossini нет. У меня — оригинальное произведение! Но просто настроение такое, в его стиле. Тот же Россини, кстати, как известно, свою знаменитую увертюру к опере «Севильский цирюльник» написал задолго до ее создания — для другой цели. Но потом вставил к «Цирюльнику».

Раньше вообще проще в музыке было, легко. Это сейчас, бывает, сидят в концертных залах серьезные люди и слушают музыку с серьезным выражением лица...

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное