Килобайт культуры: Иванникова и Сурганова – одиночество, это когда тебя некому забрать из морга

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

«Моя счастливая жизнь» - спектакль, который ждали. Премьера состоялась в Film Noir Café, что в  Splendid Palace – хорошее место для этого, по сути, камерного спектакля. Хотя поначалу планировалось, что спектакль представят в концертном зале «Рига», но… Официальная версия звучит так: «Пока зал не уладил свои проблемы».

Кто-то подозревает, что на самом деле новая постановка не может собрать за один раз полный зал на 700 мест. Кто-то это опровергает. Хотя правда в том, что первые две премьеры – в гламурном кинокафе (3 и 4 октября), а следующий спектакль пройдёт 6 ноября в уже большом зале Splendid Palace, всё в норме.

В общем, просто всё как-то очень нервно по жизни. И всё это была только прелюдия к данной публикации о спектакле, у которого тоже есть прелюдия. Выходит Светлана Иванникова, интересуется, выключены ли мобильные телефоны  сообщает, что она занимается нейро-лингвистическим программированием, что она ничего не создаёт, она только разрушает. «Такая моя счастливая жизнь!», - говорит актриса, слово «счастливая» произнося с некоторой иронией и горечью. В общем, изначально ничего хорошего это «счастье» не сулит.

Так оно и есть. Далее почти на целый час идёт текст Елены Ерпылёвой, автора пьесы. Классический постмодернистский текст – какой-нибудь крутой современный писатель его бы явно раскритиковал.

Исповедь «счастливой» женщины на заданную тему. Хотя текст прописан хорошо.

На большом экране высвечиваются главы этой исповеди. «Мама». Несчастная суетливая женщина, других делавшая несчастной и сидевшая на пляже в голубом лифчике и розовых трусиках. Умерла. «Дочь». Высвечивается тень на экране девушки (Сурганова?), которая орёт главной героине: «Ты меня не любишь, не понимаешь!» Загадочным образом громко хлопает дверь. 

Потом есть ещё и «Бывший муж» - и смех, и грех, оборванец, без денег, который, встречая после 13 лет разлуки, только в самом конце «свиданки» говорит главное: «Я по тебе скучаю». Как логическое продолжение – «Буддист», тоже полное несчастье и для него, и для героини. И главное – «Подруга». Подруга Соня, которую обладательница «счастливой жизни» периодически встречает в аэропорту.

Все эти образы Светлана Иванникова, надо сказать, проживает и проигрывает на высокопрофессиональном уровне. Быть может, ещё кто-то в Риге не знает, что она вообще-то отличная профессиональная актриса, а не просто телеведущая и неординарный продюсер.

В общем, завершение всего этого – депрессия и продолжающийся монолог о том, как лежишь, глядя в потолок. Классика жанра.

Сценографию заменяет видеоэкран и пустые картонные коробки. Доносятся звуки пляжа, аэропорта, буддистские мантры. Вот, казалось бы, и вся режиссура Александра Цоя из московской «Школы современной пьесы» – классический моноспектакля.

И казалось бы, а причём тут Сурганова? Вот уж огорчение-то для тех, кто шёл на Сурганову, а попал на Иванникову (хотя повторимся – она отличная актриса и возможность увидеть отлично исполненный моноспектакль – отдельное удовольствие).

«Шутка» в том, что когда, казалось бы, спектакль завершён и главная героиня провалилась в депрессию, как раз и появляется та самая подруга Соня. Её исполняет Светлана Сурганова, встающая из зала и темпераментно восклицающая, что она послушала этот часовой монолог и что «так жить нельзя». Почему надо вспоминать только плохое?

Ключевая фраза: «Одиночество – это когда тебя некому забрать из морга».

Итого: перед нами классический психотерапевтический спектакль. Психотерапевтом тут выступает не врач, а подруга. Тут невольно вспоминается свежее интервью репетирующего сейчас в Риге Михаила Барышникова «Рижскому времени»: «Зачем нужны психотерапевты, если есть друзья?»

Спектакль о  том, что между любовью и дружбой знак равенства можно поставить, а вот рядом с таким «буддизмом» - увы.  Спектакль о непонимании, ну как у всех. И об истинном понимании любви, которое приходит, к сожалению, только  с возрастом.

Финальный диалог двух актрис иногда путает сознание зрителей: это они наяву или понарошку, всерьёз играют? Ведь сама Сурганова говорила, что Иванникова не раз вытаскивала её из пограничных состояний, «у нас глубинная дружба». Тем спектакль и интересен – он странный, нервный, смешной. А в целом – очень даже хороший!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное