Когда латвийцы будут зарабатывать по 2 тыс. евро в месяц или кому в Латвии жить хорошо

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

На этой неделе журналисты передачи Panorāma на Латвийском телевидении запустили проект «Маленькие зарплаты». Тема народная, по данным Центра журналистских расследований Re:Baltica, почти половина жителей получают эти самые «Маленькие зарплаты» - до пятисот евро на бумаге. Передача «Личное дело» попыталась выяснить – а будут ли средние зарплаты в Латвии когда-нибудь, скажем, 2 тыс. евро?

Завод Brīvais vilnis в Салацгриве. Здесь производят наше латвийское золото — шпроты. Весь процесс: от разделки сырой рыбы до укладки уже готовой — ручной труд.   

На ленту подается рыба, женщины вручную подбирают ее по размеру – она должна соответствовать определенным параметрам. То, что не подходит, отсеивается.

Работа на конвейере, 8-ми часовой рабочий день. Большинство сотрудников получает примерно 600 евро на бумаге, то есть, на руки - 400. Говорят, это самая высокая заработная плата в отрасли. Официальная. Как она создается? От стоимости каждой банки на зарплаты идет 30%. Если их поднять, цена продукта вырастет, конкурентов много, никто не купит. Поэтому, единственный способ повысить заработную плату, говорит руководитель завода, это понизить налоги. 

«Когда я плачу человеку зарплату, я начинаю платить налоги с 75 евро, у нас необлагаемый минимум 75 евро. В нормальной стране он выше прожиточного минимума. У нас правительство повышает минималку, но не трогают необлагаемый минимум. Когда политики заявляют: надо поднять зарплаты, бороться с бедностью, неоднократно им говорил: поднимите необлагаемый минимум», - говорит руководитель рыбоперерабатывающего завода Brīvais vilnis Арнольд Бабрис.

Но даже если поднять необлагаемый налогом минимум, зарплаты не вырастут до уровня развитых европейских стран.

Кстати, ответы самих латвийцев, когда речь заходит о желаемых доходах, разнятся. Чаще всего встречаются варианты – тысяча и две тысячи евро.

Будут ли в Латвии в ближайшем будущем такие зарплаты? Ответ нынешнего министра экономики прост:

«Если у нас производительность экономики 50-60% от средней европейской, не стоит ждать, что без ее увеличения зарплаты будут такими же», - говорит министр экономики Арвилс Ашераденс.

Зарплата — это производное от того, что мы способны предложить миру и, сколько мир будет готов за это заплатить, говорит уже бывший министр экономики Вячеслав Домбровский. Если у нас есть продукт, который готов конкурировать с мировыми лидерами, то зарплаты сотрудников будут на достойном уровне.

«Если мы способны только лес рубить и бревна продавать… то и зарплаты будут соответствующими», - признал Домбровский.

В Латвии есть отрасли, где зарплаты уже на уровне развитых стран. Accenture – крупнейшая ИТ-компания в стране. Там трудятся около тысячи программистов. И это не предел.

«У нас появилось огромное количество новых технологий, которые мы открыли за эти четыре года, связанные с искусственным интеллектом, применением роботов, применением того же самого искусственного интеллекта для работы с данными», - рассказывает руководитель Accenture в Латвии Максим Егоров.

Хороший ИТ-специалист, в среднем, в Латвии получает 2-3 тысячи евро. Однако их катастрофически не хватает. В Accenture давно поняли, растить программистов надо самим. Поэтому стали обучать студентов. Но этого оказалось недостаточно, в год вузы выпускают всего 500 программистов. Начинать надо со школ. Несколько лет назад Accenture запустил проект StartIT: написали программу для школьников, обучили учителей. Теперь выходят на государственный уровень, вместе с Центром содержания образования хотят ввести в школах такой предмет, как даторика.

«Экспортный рынок, по сравнению с Латвией, бесконечен. В целом, мы всю Латвию можем занять в информационных технологиях. В следующие десятилетия будут востребованы все виды и роды инженерии: химия, механика, электроника», - уверен Егоров.

Нормунд Бергс — глава правления SAF Tehnika, проще говоря, занимаются проводами без проводов. Это сейчас компания с мировым именем. А начиналось все, как классический старт-ап в гараже. Один из основателей жил за городом, мечтал о домашнем телефоне. Это были 90-ые, ему ответили: вы на очереди, но ждать лет 15. Тогда он сделал радиоудлиннитель для телефонной линии, технически решил свою проблему. Потом выяснилось, такая же проблема и у соседа.

Нормунд Бергс тоже работает со студентами, ему нравится движение старт-апов. Говорит, у молодежи очень много идей, в разных сферах, например, Латвия — держава дронов. Не все начинания жизнеспособны, большинство банкротятся. Но этого не надо бояться, говорит Бергс. Надо пробовать, ошибаться и снова все сначала.

«До сих пор глубоко внутри – и сильно – у многих сидит, что кто-то должен дать хорошую, высокооплачиваемую работу. Ни фига, не дадут. Ты должен сам ее создать (..). Я могу обратиться ко всем ученикам школ и их родителям: дети, учите физику, математику и программирование. Это вам поможет выжить при любой обстановке, в любой ситуации», - уверен Бергс..

А рецепт повышения зарплат от Бергса достаточно прост:

«Как сделать так, чтобы выросли зарплаты? Как говорят специалисты, чем больше в стране богатых людей — получателей больших зарплат, тем выше уровень жизни всего населения. Чем больше получаешь, чем больше тратишь, чем больше платишь налоги, тем выше зарплаты у тех же самых бюджетников, да и всех остальных».

Кстати, только 2 процента школьниц и неполных 13 процентов школьников планируют связать свою жизнь с информационными технологиями. Девочки выбирают более творческие профессии, такие как дизайнеры и артисты. Мальчики видят себя поварами и спортсменами. Как сказали бы наши эксперты, это именно те профессии, где очень трудно выделиться и добиться по-настоящему высоких зарплат. В опросе участвовали полторы тысячи учеников 8-х классов из сорока пяти школ.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное